Общество,
сегодня, 14:26
У котика не боли: психологи объяснили, почему животных иногда жалеют больше, чем людей
Читайте также:
Эксперты рассказали «Блокнот Луганск», почему животных жальче.
В прошлом году история домашнего кота Твикса, в сильный мороз выброшенного из вагона (в котором он, между тем, ехал законно, по билету), разбила сотни сердец. Рыжика искали всем миром, но – увы. Котик так и не дождался помощи. В этом был только один положительный момент: РЖД изменила правила перевозки животных, чтобы подобного больше не повторялось.
Казалось бы, история ясная: животное погибло из-за человеческой жестокости и равнодушия. Тем не менее, «фактор Твикса» расколол общество пополам. Первая его часть сочувствовала рыжику и хозяевам, потерявшим питомца, вторая – возмущалась, что «из-за какого-то кота» столько шума. Один из аргументов, которыми оперировали «антитвиксеры», был таким: как ни стыдно жалеть животных больше, чем людей! Так ли это на самом деле, и что стоит за этим явлением, выяснил наш журналист.
«Беззащитные и безупречные»
Люди действительно часто испытывают больше сострадания к животным, чем к другим людям, и на это есть несколько причин, связанных с особенностями нашей психики. Об этом в беседе с «Блокнот-Луганск» рассказала психолог, коуч ICF Ксения Корнилова.
«Прежде всего, животные воспринимаются как беззащитные и невинные существа. Они не способны объяснить свои страдания, защитить себя или найти выход из сложной ситуации, в отличие от человека, который может обращаться за помощью или самостоятельно решать проблемы. Это ощущение беспомощности животных вызывает в нас более сильное чувство ответственности за их судьбу. Кроме того, животные не имеют человеческих недостатков, таких как агрессия, жадность или лицемерие, из-за чего они кажутся «чистыми» и искренними. Люди склонны идеализировать их поведение, воспринимая их как существ, которые никому не могут причинить вред. Эта идеализация делает их страдания особенно трогательными», – уверена эксперт.
Причиной такого явления, как более сильное сострадание к животным, нежели к людям, она называет отсутствие социальных предубеждений.
«К людям, особенно незнакомым, мы часто относимся с подозрением или настороженностью, подсознательно оценивая их мотивы или поступки. С животными всё иначе: они не воспринимаются как потенциальная угроза, их боль и страдания кажутся нам «чистыми», лишёнными причинной связи с их действиями», – раскрывает Ксения Корнилова.
Важную роль играет и то, что мы видим животных, как существ, зависящих от нас. Многие из них были приручены человеком, поэтому их судьба воспринимается как наша ответственность. Например, бездомная собака ассоциируется не только с её личной трагедией, но и с человеческой безответственностью, добавляет собеседница.
Комплекс Бога
Очеловечивание животных сейчас в тренде, если можно вообще оперировать такими категориями. Начиная с участия в рекламе животных всех пород и мастей, заканчивая квадробингом и фурри, констатирует в беседе с «Блокнот-Луганск» клинический психолог Ирина Иванова. Почему это вдруг происходит и надо ли с этим бороться?
Психологи давно подметили интересный факт: те, кто предпочитают кошек, сами хотят чувствовать и проявлять любовь, а с собаками все с точностью до наоборот.
«Они-то (собачники) как раз жаждут безусловного принятия и обожания. Все мы прекрасно помним, как вибрирует собачий хвост при приближении хозяина. Из личных наблюдений припоминаю, что люди, заботящиеся о коте и собаке одновременно, все-таки предпочитают вторых – и все по той же причине. Ты, человек, особо не блещущий ничем, – и вдруг ты можешь осчастливить и даже спасти жизнь кому-то! И это зависит только от тебя! Это ли не чудо, которое просто сделать, и получить порцию благодарности и щенячьего восторга? Порцию любви, которую мы все так жаждем», – объяснила Ирина Иванова.
Почему одни сочувствуют, а другие – не понимают, как можно жалеть «какое-то животное»?
Системный психолог Екатерина Курагина описала это явление так: одно беззащитное существо мучает другое, но чуть более слабое. «Ноги» обычно «растут» из детства.
«На папу накричал начальник, он сдержался, боясь потерять работу. Сорвался уже дома на ребенке, а ребенок не может ответить: папа святой для детей, страшный, но святой. Ребенок копирует поведение, и уже сам бьет своих сверстников или животных. Ребенок вырастет – и не будет ценить чувства животного. Их для него нет. Так же, как и для отца его чувства были не важны», – объясняет эксперт в беседе с «Блокнот Луганск».
Есть и другая причина: страх. Человек боится агрессора и так хочет «подстройки», что для него жертвой становится не тот, кто пострадал, а тот, кто причинил вред. Эмоции агрессора важнее, а страх его обидеть сильнее чувства справедливости.
Артем Фадеев
Читайте новости Луганска и ЛНР в Телеграм
Новости на Блoкнoт-Луганск