Луганск Воскресенье, 14 сентября
Общество, 1 минуту назад

Внук из Украины оформил на себя всю землю бабушки из ЛНР, в обход её наследников из России: суд не торопится отменять решение

Пока шли военные действия, внук из Украины оформил на себя все имущество бабушки, забыв о её наследниках в Росси.


Война все спишет – с таким подходом жители Донбасса сталкивались неоднократно. Видимо, этим принципом руководствовался внук Валентины Ивановны Тихомировой, когда с помощью суда Украины оформил на себя все земли своей бабушки, в обход наследников, оставшихся в России.

В «Блокнот» обратилась дочка Валентины Ивановны – Юлия Самойлюк, которая рассказала, как стала жертвой политических репрессий со стороны украинских властей. И уже несколько лет, не смотря на переход Луганской Народной Республики в состав Российской Федерации, не может добиться отмены решения суда Украины, и вернуть часть своего наследства – земли, принадлежавшие её умершей маме.



Пока шла война, Украина всё могла

Ни для кого не секрет, что на территории Украины жители Донбасса и Новороссии, оставшиеся на территориях самопровозглашенных республик, а потом и России, считались врагами народа. Поэтому даже суды часто принимали незаконные решения, в обход законных прав граждан. Судя по всему, именно с таким антироссийским отношением столкнулась Юлия Самойлюк.

До 2014 года женщина, её дети и мама проживали в Беловодском районе Луганской области Украины. Но когда власти Украины начали бесчеловечную АТО, а часть Луганской области перешла в состав самопровозглашенной Луганской Народной Республики, район остался под контролем киевского режима, и в эпицентре боевых действий. Тогда Юлия Анатольевна вместе с детьми приняла решение бежать от войны, и переехала в Россию – в Краснодарский край.

«Это был конец 2014 года. Мама не захотела уезжать и осталась в селе Евгуст. Мы не смогли её уговорить, и думали, чуть позже сможем забрать, либо сами вернуться домой, когда боевые действия стихнут. Но потом, ни вернуться мы не могли, по понятным причинам, ни даже связаться с мамой, и долго жили в неведении», - рассказывает Юлия Анатольевна.



Когда дочь и внуки, бежавшие от войны и репрессий киевского режима в Россию, думали, как можно вывести из эпицентра боевых действий Валентину Ивановну, бабушки уже не было в живых. Она умерла 11 января 2015 года, буквально через несколько месяцев после отъезда родственников. В этот момент рядом с Валентиной Ивановной никого не было. Её похоронили за счет администрации, а родственникам, которые оказались на другой стороне, не сообщили о её смерти.

Спустя долгое время, узнав о смерти мамы, Юлия Анатольевна с болью в сердце понимала, что даже могилу любимого человека посетить не может. Во-первых, всё ещё было опасно из-за боевых действий, во-вторых, населенный пункт находился под контролем Украины. И не секрет, что уехавшие в Россию украинцы, считались предателями и могли пропасть в подвалах СБУ. Поэтому ни поклониться у могилы родного человека, ни узнать в каком состоянии дом, ни оформить наследство сама Юлия и дети её родной уже умершей сестры не могли.

Зато это смог сделать внук – сын сводного брата Юлии Анатольевны, оставшийся на тот момент территории подконтрольной Украине. Но сделал он это не спустя полгода через нотариуса, как положено по закону. А через несколько лет, и с помощью решения украинского суда.




Как стать единственным наследником при Украине

Как оказалось, Валентина Ивановна после своей смерти оставила внушительное наследство – плодородные сельскохозяйственные участки (паи) в количестве 8 штук общей площадью 21,1174 гектаров. Об этом наследстве знали две дочери умершей и сын. И внуки.

«Я знаю, что мама оставляла завещание. Оно должно было храниться у местного нотариуса. Однако, когда началась специальная военная операция, после освобождения района 2 марта 2022 года, многие архивы были утеряны или уничтожены. До сих пор мы не можем добиться от нотариусов информацию о том, было ли это завещание – то архивы еще не перенесены, то базы не работают…», - делится Юлия Анатольевна.


Пока практически все наследники умершей Валентины Ивановны находились в России, оставшийся на подконтрольной Украине территории ЛНР внук Дмитрий Лизогуб через суд оформил на себя все эти внушительные гектары земли, принадлежавшей бабушке. При этом данных о том, что Дмитрий в законном порядке открывал наследственное дело у нотариуса – нет (что подтверждается извлечением из наследственного реестра). Есть только два решения суда Украины от 2017 года и 2019 года (спустя 2 и 4 года и после смерти бабушки), по которым все земли Валентины Тихомировой перешли в собственность Дмитрия.

Как отмечает адвокат дочери умершей, даже по законам Украины это решение было неправомерным.




«В соответствии с частью 1 статьи 1298 гражданского кодекса Украины, свидетельство о праве на наследство выдается наследникам после окончания 6 месяцев с даты открытия наследства. Если наследник не принял наследство, его требования о признании права собственности на наследственное имущество не подлежит удовлетворению судом. Дмитрий Лизогуб не принял наследство в установленном законодательством порядке, действовавшим на территории Луганской области. В этом случае суд должен был отказать в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на имущество Тихомировой Валентины Ивановны», - констатирует юрист.

Адвокат также обращает внимание, что в решении суда Украины значится некое «обращение Д.И. Лизогуба к нотариусу Пульному Сергею Николаевичу», однако этот факт не подтвержден документально в решении суда. Более того, даже если бы обращение внука к нотариусу Пульному было, то оно считается не законным, так как этот нотариус не имел права открывать наследственное дело. По закону, как Украины, так и России, наследственное дело должно открываться по месту смерти наследодателя. Валентина Ивановна умерла в селе Евгуст Беловодского района Луганской области Украины. И на тот момент нотариусом Беловодского района являлся частный нотариус А.А. Анюхин, а в Беловодске работала частный нотариус А.Н. Доброскокова. Именно к ним и должен был обращаться за открытием наследственного дела внук.



Кроме того, сообщает юрист, в соответствии с ч. 1 стати 1266 гражданского кодекса Украины, внуки наследодателя наследуют ту часть наследства, которая принадлежала бы их родителю, если бы они были живы во время открытия наследства. А значит, по закону, Дмитрий мог наследовать или «присудить» себе только 1/3 часть от 8 земельных участков. Еще 1/3 должна была бы достаться дочери умершей – Юлии Анатольевне, и 1/3 –внукам умершей сестре Юлии Анатольевны.

Но, как считает сама Юлия Анатольевна, ее племянник, умышленно, нарушая права других наследников, подал иск в суд на присуждение ему всего имущество бабушки, прекрасно зная о существовании других наследников, тем самым введя суд в заблуждение.


Как отмечает юрист, такие действия по российскому законодательству (ст. 1117 ГК РФ) могут расцениваться, как недостойное наследование.

Старобельский суд не спешит восстанавливать права



О том, что племянник оформил на себя все земли, Юлия Анатольевна узнала только, когда линия боевого соприкосновения была отодвинута далеко от Старобельского района (в который сейчас входит территория села Евгуст, и где по настоящее время ещё не спокойно) и после вхождения Луганской Народной Республики в состав Российской Федерации. Воспользовавшись законами, действующими на территории тогда еще провозглашенных республик, Юлия Анатольевна решила оформить свою часть наследства, доставшуюся ей от матери. И с ужасом узнала, что при Украине племянник оформил абсолютно все земли на себя.

«Я начала стучаться во все двери, думая, что незаконное решение суда, принятое при Украине, можно отменить. Но везде сталкивалась с какой-то стеной непонимания. У мамы нас было трое: я, сестра и брат. Сестры и брата уже нет в живых, осталась только я и внуки. Не понимаю, как племянник мог так обойтись со всеми своими родственниками – это просто бесчеловечно», - делится Юлия Анатольевна.



Женщина говорит, что и по закону, и по справедливости, все наследство мамы должно было поровну поделиться между ней и ее племянниками – детьми сестры и брата. Хотя и отмечает, что при жизни мама признавалась, что составила завещание, в котором все имущество оставила дочерям. Однако его, как мы отмечали выше, судя по всему, уже не найти из-за потерянных архивов.

«Мне пришлось за восстановлением своих прав обращаться с иском против племянника в Старобельский районный суд. И, если честно, я думала, что российский суд очень быстро разберется в этом деле и вернет законным наследникам все положенное по закону. Однако это оказалось не так. Вот уже больше года либо я, либо моя дочь вынуждены из Краснодара, где мы живем и работаем с 2014 года, ездить в Старобельск Луганской Народной Республики на заседания, которые иногда в день суда и вовсе отменяются», - делится женщина.

По словам Юли Атольевны, у неё складывается впечатление, что дело, будто намеренно затягивается. А пока откладываются заседания, истекает время, и деньги женщины, которые она вынуждена тратить на поездки и адвокатов.

«Я сама читаю, что украинские, что российские законы, и понимаю, что Дима не мог принять все наследство таким образом. Более того, я читала разъяснения Пленума Верховного Суда Российской федерации (№9 от 29.05.2012,п.19, - прим.ред.), где подобные умышленные действия являются основанием к утрате права наследования. Украинский суд не устанавливал факт принятия наследства племянником. Он не подавал в суд на установление факта наследства. По логике, все, что было сделано – незаконно и должно быть отменено», - делится женщина.



В исковом заявлении Юлия Анатольевна изложила, что в поступке племянника усматриваются умышленные действия, так как он воспользовался тем, что никого из наследников первой очереди на территории подконтрольной Украине в тот момент не находилось, и они даже не могли обжаловать решение суда – да и не знали о нем. Кроме того, по мнению юриста, украинские судьи в 2017 и 2018 годах грубо нарушили действовавшее в то время законодательство на территории нахождения наследственного имущества и нарушили права всех живых наследников Валентины Тихомировой, передав без заведения наследственного дела все её имущество.

«Но… Не смотря на все статьи законов Украины и России, по которым те решения суда можно было бы признать незаконными, мне уже поступали намеки, что я ничего не добьюсь. И я, если честно, уже в отчаянии и не понимаю, как мне и детям моей сестры добиться справедливости», - делится Юлия Анатольевна.



Светлана Ларина


Читайте новости Луганска и ЛНР в Телеграм



Новости на Блoкнoт-Луганск
ЛуганскЛНРсудУкраинанаследство
0
0